Прочитав Шукшинские рассказы,
Можешь в зеркало пустое посмотреть.
Будь готов, что, может и не сразу,
В нём увидишь собственный портрет.
В. Милосердов
Подготовка
«Эх! А не ухнуть ли нам с моста?!», - с жаром и весело воскликнул Дима, повторяя одну из заключительных фраз своего героя - Веньки из рассказа Шукшина «Мой зять украл машину дров»…
Нет. Такое начало для рассказа, пожалуй, не годится. Начну так:
Если, согласно одной из множества креационистских гипотез, изложенной в Библии, началом создания Вселенной, Солнца, Земли и всего неживого и живого на ней было слово, то для мероприятия, о котором я начинаю рассказывать, началом была идея. Она пришла с подачи менеджера Алтайского краевого драмтеатра Елены Барышевой в голову творческому, неугомонному и хлопотливому человеку – сотруднице Алтайской краевой специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих – Ольге Васильевне Буриловой в апреле 2024 года, но это была не первоапрельская шутка. А идея была в том, чтобы подготовить литературно-музыкальную программу по рассказам В.М. Шукшина. Но, как известно, «аппетит приходит во время еды», поэтому идея переросла в более грандиозную – создать из членов Барнаульской организации ВОС труппу, поставить спектакль по рассказам Шукшина и представить его зрителям и жюри на ежегодном Межрегиональном фестивале сценического воплощения Шукшинской прозы «Характеры». Фестиваль был запланирован и состоялся 25-27 июля 2024 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он был приурочен к 95-ой годовщине со дня рождения Василия Макаровича и к сто пятнадцатой годовщине со дня рождения его матери Марии Сергеевны. Организовывался фестиваль на базе Мемориального музея на родине Василия Макаровича в Сростках. Для реализации замысла было всего или целых сто дней.
Я до сих пор удивляюсь, как решился на такую авантюру коллектив библиотеки? Но желание – есть половина успеха. А вот для достижения второй половины нужно было работать по разным направлениям и работать много. Для начала отыскали режиссёров, которые смогли бы из разрозненного коллектива слабовидящих и незрячих людей создать работоспособную труппу драматических артистов. В качестве режиссёров на общественных началах вызвались быть преподаватель Алтайского краевого колледжа культуры Поздняков Кирилл Сергеевич и старший преподаватель Алтайского краевого института культуры Королькова Татьяна Викторовна. На первую встречу с ними пришли два(!) человека. Но это режиссёров не очень расстроило, ибо у них был опыт работы с потенциальными артистами из числа людей с ограниченными возможностями, то есть с инвалидами. Они были уверены, что всё наладится. И действительно, Ольга Васильевна персонально обзвонила полсотни членов Барнаульской организации ВОС, и на вторую встречу пришли уже около двадцати человек. Режиссёры вдохновенно рисовали картину будущего выступления в Сростках, но у многих из собравшихся оставалось недоверие, что мы реально сможем воплотить задуманное. Некоторые из потенциальных самодеятельных артистов ранее участвовали в концертах и конкурсах и выступали на мероприятиях местного масштаба, исполняя песни, читая рассказы и стихи как известных писателей и поэтов, так и собственного сочинения. Пользуясь случаем, отмечу чуть более подробно начало своего пути к актёрскому ремеслу. Кода я перешёл во второй класс, в наше село приехала с семьёй Александра Кузьминична Баранова, она стала моей учительницей до четвёртого класса. За эти годы она не только щедро делилась с нами, своими учениками, знаниями, но и приобщала нас к искусству. К праздникам наш класс непременно ставил небольшие театрализованные представления, в которых и я принимал участие. Предлагаемое сейчас мероприятие было куда более высокого уровня.
Собравшиеся предполагали, что режиссёры ознакомят со сценарием, распределят роли и начнутся репетиции. Но замысел руководителей комплектуемой труппы был другим. Нам самим предстояло выбрать репертуар, для чего каждому следовало прочитать или прослушать по несколько рассказов Шукшина и через неделю на следующей встрече предложить свой вариант с обоснованием и доказательством исключительной правильности своего выбора. Таким образом, каждый из членов формируемого коллектива должен стать ещё и соавтором репертуара и сценария. А ещё на этой встрече было предложено испытать себя в хоровом исполнении популярных старинных и советских песен. Это тоже вызвало недоумение, но, как потом оказалось, было важным и необходимым, потому что спектакль предполагался литературно-музыкальным, и песни нужно было встроить либо в процесс исполнения спектакля, либо в заключение, либо наложить в фоновом виде на отдельные сценки.
На следующих встречах труппы зачитывались, прослушивались и обсуждались предложенные рассказы, выяснялись основные и пока ещё скрытые для нас сюжетные линии, решались задачи по выявлению всех черт характеров главных героев и второстепенных, на первый взгляд, но так необходимых для развития сюжета, действующих лиц. И снова мы недоумевали – зачем такое подробное разбирательство? И только позднее, при заучивании текстов ролей дома и во время репетиций в читальном зале библиотеки, при поиске нужных интонаций в репликах и диалогах, мы постигали, что без глубокого проникновения в образы наших героев их невозможно правильно сыграть и передать зрителям замысел автора.
Из примерно полусотни рассказов, прочитанных всеми соучредителями сценария, сначала было выбрано для инсценировки три: «Мой зять украл машину дров» - предложили супруги Дима и Ольга, «Одни» - предложил автор этого повествования и «Сельские жители» - предложили несколько человек, имеющие, как и героиня этого рассказа, внуков младшего школьного возраста. Всего обсуждалось не менее десятка произведений. В каждом из рассказов присутствовал тонкий юмор и высвечивались различные стороны сельской жизни, поведение людей с разными характерами и разного возраста.
Дима объяснил свой выбор тем, что ситуация с покупкой женой героя рассказа шубы могла произойти в любой молодой семье, а дальнейшее развитие событий могло иметь разное продолжение в зависимости от внешних обстоятельств. Так не очень острый конфликт, который можно было легко решить и погасить в узком супружеском кругу, после вмешательства других родственников и посторонних людей перерос в драму.
Выбор рассказа «Одни» я мотивировал тем, что начиная с детского возраста и по сию пору, я встречал и встречаю супружеские пары с поведением и взаимоотношениями, похожими, с некоторыми интерпретациями, на взаимоотношения героев этого рассказа.
Сюжеты для своих рассказов Шукшин брал как из своих детских наблюдений за односельчанами, так и из последующего богатого жизненного опыта. Кирилл Сергеевич предложил включить в сценарий ещё какой-нибудь рассказ, где одним из действующих лиц была бы природа Алтая. Он, пытаясь вовлечь всех нас в поиск такого рассказа, говорил, что у Шукшина есть что-то про самолёт, старика, море, солнце, девушку. В результате мозгового штурма все пришли к выводу, что этот рассказ называется «Солнце, старик и девушка». Самолёт и море в названии рассказа и в самом повествовании отсутствовали, но в дальнейшем многократно упоминались в разных шутках во время репетиций, разряжая обстановку. Пока ещё не было общего представления о «сшивании» разноплановых рассказов в единое целое действо, я попытался сделать набросок сценария типа «спектакль о подготовке спектакля», включив действующие лица режиссёров, которые приходят на репетицию с чёрными повязками на глазах, как бы погружаясь в мир незрячих. Конечно, с моей стороны, это была импровизация, да и просто я себя попробовал в роли сценариста, ясно представляя, что хода этому дано не будет. Чуть забегая вперёд, скажу, что позднее, непосредственно перед прогоном спектакля для первых зрителей – работников библиотеки, я предложил стихотворные эпиграфы, в которых в кратком виде аккумулировалась главная идея каждого из рассказов. Эпиграфы были приняты. Они, к тому же, позволяли заполнить время для смены декораций и пересаживания актёров при переходе от одного к другому рассказу.
Вот эти эпиграфы:
к рассказу «Сельские жители»
Милые мои односельчане,
В каждом из домов искрится жизнь.
Ваши судьбы вовсе не случайно
Разноцветной лентою сплелись.
к рассказу «Одни»
Уходит время, и родители стареют,
Как птицы, дети покидают отчий дом.
И отношения становятся нежнее
У стариков, оставшихся вдвоём.
к рассказу «Мой зять украл машину дров»
Прежде, чем других судить сурово,
На себя направь взор, самого.
Человека ты поймёшь другого,
Коль пройдёшь дорогою его.
к рассказу «Солнце, старик и девушка»
Всё, что в детстве мы увидели, узнали,
В нашей памяти до тризны доживёт.
Чувства обостряются с годами,
Если зрение под старость подведёт.
Было предложено и ещё одно четверостишье в качестве общего эпиграфа ко всему спектаклю. В том эпиграфе я попытался объяснить, почему некоторые люди не приемлют рассказы Шукшина. По моему мнению, они видят в отрицательных чертах персонажей рассказов свои собственные недостатки и стыдятся этого:
Это четверостишье было отвергнуто (пока), и я его не запомнил. Теперь воспроизвожу смысл его. Его я вынес в эпиграф моего повествования.
Итак, задачи поставлены. Распределены почти все роли с возможностью добавления актёров для небольших сцен. Кирилл Сергеевич переложил прозаическую форму рассказов в монологи и диалоги с добавлением авторского текста. Репетиции начались. Собирались в библиотеке один-два раза в неделю то полным составом, то приходили действующие лица одного-двух рассказов. Иногда своими репетициями мы мешали сотрудникам библиотеки, но ни разу не слышали от них упрёков, а наоборот, получали максимальное содействие и даже нам устраивали чаепития, когда работы над ролями затягивались. Репетировались диалоги, уточнялись интонации, корректировался текст добавлением ранее убранных или исключением некоторых слов его. Работа велась под неусыпным контролем поодиночке или всех сразу: Кирилла Сергеевича, Татьяны Викторовны и Ольги Васильевны. Несколько раз приглашалась специалист по вокалу для постановки мелодий и песен музыкального сопровождения. Параллельно работали цехи, без которых невозможно подготовить и поставить спектакль. Бутафорский цех изготовлял минимальный набор театрального реквизита. Костюмерный цех готовил одежду и обувь, используя запасы, которые почему-то не были выброшены за ненадобностью из домашних шкафов и чуланов самих актёров, а теперь, к радости их хранителей, вещи пригождались, кое-что было взято и из запасников драмтеатра. Звукооператорский цех настраивал микрофоны и усилители, подбирал и адаптировал под определённые сцены музыкальные треки и шумы природы. В цех СМИ была приглашена студентка из колледжа культуры Наташа Зацепина, которая должна была сделать видеозапись нашего представления и обработать её для возможности последующего анализа. В транспортном цехе согласовывались, пересогласовывались и оформлялись документы на автобус для доставки труппы до места расквартирования в посёлке Боровой, расположенном в сорока километрах от Сростков, и обратно в Барнаул по истечении командировки, эту логистику взяла на себя заместитель директора АКСБ Криницина Татьяна Васильевна. И только для гримёрно-постижерного цеха работы не было, потому что актёры максимально точно были подобраны и подходили под персонажей рассказов без дополнительного изменения облика. Термин «цехи» я употребил потому, что в реальных театрах они действительно существуют, у нас же всё производилось руками и силами руководителей и актёров.
С регистрацией для выступления получилась небольшая неувязка. Дело в том, что мы подготовили спектакль, составленный из четырёх рассказов общей продолжительностью исполнения девяносто минут. А по регламенту фестиваля длительность представления не должна была превышать тридцати минут. Нам было предложено показать пару рассказов по тридцать минут, но наш режиссёр категорически не согласился, ибо всё было построено на общей работе коллектива. Тогда сотрудница музея заведующая отделом экскурсионной и просветительной деятельности Чифурова Наталья Алексеевна, ответственная за проведение фестиваля, согласовала с бригадой жюри и предложила нам сыграть до официального открытия вне конкурса. Это нас устраивало. Забегая вперёд скажу, что восторженные отзывы зрителей и диплом участников фестиваля в Сростках мы получили. Для первого раза это всех устроило.
Два дня перед выездом репетировали все рассказы по одному разу, а накануне выезда одна репетиция была с утра и прогон спектакля в полной экипировке актёров для зрителей – сотрудников библиотеки. И, представьте себе, зрители были, к нашей радости, очень довольны представлением! После просмотра они делились своими впечатлениями и говорили, что почти каждый день слышали какие-то отрывки сцен, разрозненную мозаику, а тут получился настоящий спектакль, как хорошо собранный пазл. Отмечали, что все, начиная от юной Сони, сыгравшей Шурку в инсценировке рассказа «Сельские жители» до новоиспечённых артистов глубокого пенсионного возраста, сыгравших своих сверстников семидесяти-восьмидесяти лет, точно прочувствовали образы своих героев и показали их без излишней наигранности и нарочитости. Мы, конечно же, видели свои недоработки, небольшие изъяны, но положительная оценка первых зрителей нас воодушевила. А Кирилл Сергеевич в очередной раз уверил нас, что практически вся работа над спектаклем и ролями завершена, небольшие неувязки, которые, как правило, возникают в процессе игры на сцене, необходимо будет корректировать по ходу исполнения своими силами и инициативой.
День первый
В полдень четверга к библиотеке подошёл автобус ПАЗик, выделенный управлением социальной защиты, чему предшествовала организационная работа сотрудников библиотеки. Продукты для вечерних чаепитий, театральные костюмы в чехлах и прочее снаряжение, накануне упакованное в мешки, личные вещи отъезжающих погружены, места заняты, Ольга Васильевна провела первую, но отнюдь не последнюю перекличку. Под одобрительные, ободряющие и напутственные возгласы всех сотрудников библиотеки автобус тронулся с места и повёз нас навстречу первому испытанию «медными трубами». В дороге пытались несколько раз запеть какую-нибудь общую песню, но она быстро угасала, видимо потому, что у многих мысли были уже далеко, на предстоящем выступлении. На трассе, в районе ответвления к посёлку Троицкое, мы сделали запланированную остановку для обеда в кафе. Дальнейший маршрут проходил до Бийска, по объездной дороге в посёлок Боровое, расположенный на правом берегу Бии. Разместили нас в семиместных комнатах корпуса круглогодичного детского оздоровительного лагеря «Алтай» с душем и иными удобствами на этаже. Мальчиков поселили на первом этаже, девочек на втором. Для двух запланированных здесь ночёвок с учётом нашей неприхотливости, условия проживания вполне приемлемые. После общего полдника с использованием захваченных из дома бутербродов, пирожков и булочек, был примерно час свободного времени. Я прошёл на территорию лагеря и обследовал её на предмет возможности подхода к реке с целью купания или разведения вечернего костра после спектакля. Несмотря на то, что лагерь был непосредственно на берегу Бии, он был отгорожен от неё высоким металлическим забором, а спуска с крутого тридцатиметрового берега от лагеря к воде не было. Тогда я прошёл вдоль забора чтобы найти дыру в нём, как неотъемлемый элемент его, ближе к реке, потому что главный вход и въезд был с противоположной стороны. Дыра в заборе, конечно же, нашлась за стадионом. Взяв эту информацию на заметку, я вернулся в корпус, где уже шло переодевание в театральные костюмы и подготовка к выезду в Сростки для нашего внеконкурсного выступления.
С нами вместе на трёх туристических автобусах отправились ещё несколько групп таких же самодеятельных артистов из Кемеровской, Томской, Новосибирской, Московской областей и даже из Казахстана, расквартированных в этом лагере. Сегодня им предстояло быть нашими зрителями, а их собственные представления были запланированы на завтра и послезавтра. Громоздкие двадцатитонные автобусы вперевалку одолели ухабистые сельские дороги, и, выехав на трассу, примерно через час доставили нас до площадки Зелёной сцены, расположенной на территории Мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина около его главного корпуса на улице Советская 86. Через двадцать минут наши театральные цехи СМИ и звукооператорский в лице Наташи и Кирилла Сергеевича настроили свою аппаратуру. Мы обустроили открытую сценическую площадку своим и местным театральным реквизитом, расселись по заранее распределённым местам, зрители заняли скамейки открытого зала, и действие, к которому мы готовились, а вначале в него не верили - началось…
Были какие-то вступительные слова от коллектива организаторов этого театрального фестиваля, но, признаюсь честно, я этого не помню. Прозвучала в хоровом исполнении а капелла вступительная мелодия без слов русского романса «Ах, зачем эта ночь так была хороша», Алла – ведущая спектакля, прочитала вступительный эпиграф для первого рассказа «Сельские жители» и на сцене ожили и завертелись, сменяя друг друга, картинки семейных и соседских взаимоотношений сельчан с их наивностью, маленькими хитростями и повседневностью, переплетёнными воедино. Завершился показ инсценировки первого рассказа, прозвучали аплодисменты и одобрительные возгласы зрителей. На сцене происходит чётко выверенное перемещение реквизита, действующих лиц, и вот уже обозначена изба шорника Антипа Калачикова из рассказа Шукшина «Одни».
Алла зачитывает эпиграф к этому рассказу, и на театральных подмостках возникают сцены из жизни престарелых родителей, вырастивших дюжину детей и теперь коротающих своё одиночество в воспоминаниях, с мини-концертом друг для друга, при незлобивой перебранке и взаимной поддержке друг друга. Подобные картины многие могут вспомнить из жизни знакомых, родственников, да и из своей собственной. Снова аплодисменты зрителей, минимальные перестановки, переодевания, пересаживания.
Алла зачитывает эпиграф к рассказу «Мой зять украл машину дров» и разворачивается сюжет взаимоотношений типичной семьи, состоящей из тёщи, её дочери и зятя. Начинающие актёры среднего и старшего возраста показывают на сцене, как мелкий семейный конфликт при определённых обстоятельствах может перерасти в драму семейного масштаба. Зрители, понимающие главного героя Веньку и сочувствующие ему, провожают инсценировку этого рассказа продолжительными аплодисментами, отмечая тем достойную работу всех актёров, занятых в ней.
Начинается показ заключительного, четвёртого рассказа «Солнце, старик и девушка», в котором кроме двух действующих лиц присутствуют ещё картины природы, изображённые короткими монологами старика. Звучит фонограмма плеска волн полноводной, но уже достаточно спокойной здесь, в Сростках, реки Катуни. На этом звуковом фоне после зачитывания эпиграфа и ведутся простые бытовые диалоги старика и девушки. Она пытается не только изобразить портрет старика, но и понять его душевное и физическое состояние. Автор не даёт исчерпывающих ответов на вопросы, которые девушка задаёт самой себе, и читателям, а в данном случае - зрителям, самим предстоит найти ответы. Эта инсценировка, являющаяся заключительной в цикле рассказов, поставленная в спокойном, без острых эмоций стиле, становится кульминационным завершением спектакля. Звучит а капелла фонограмма задушевной песни, которую при последующих представлениях спектакля нам, актёрам необходимо будет разучить. Актёры встают и выходят во время звучания песни для общего поклона. Кстати, этот выход мы так ни разу и не прорепетировали, получилось экспромтом, но по-настоящему. Длительные аплодисменты были подтверждением того…
Всё!!!
Этим словом, которое произнесла наша юная актриса Соня, исполняя роль Шурки в первом рассказе, я и намеревался завершить повествование непосредственно о выступлении. Шурка произнесла его, чтобы обозначить краткость содержания телеграммы. Кратким было и моё описание представления. Сонина (Шуркина) интонация была удивлённо-утвердительной и чётко выражала эту краткость. Но как передать эту интонацию в тексте? Придётся читателю потренироваться в произношении слова «всё!» с такой же удивлённо-утвердительной или утвердительно-удивлённой интонацией. А на самом деле, это ещё не всё, и не только про наш выезд к Шукшину, но и про сегодняшние события.
Дальше были восторженные отзывы зрителей, напомню, что они же артисты из других городов и посёлков. Отмечалась как душевность исполнения всех рассказов, так и игра отдельных наших актёров, точность показа образов, да и вообще, ими было произнесено много добрых слов.
Уже после захода солнца мы вернулись в лагерь, где в комнате мальчиков на двух сдвинутых кроватях был накрыт импровизированный стол и организовано чаепитие с неиссякаемым количеством бутербродов, пирогов, булочек, которые каждый привёз с собой. Продолжалось обсуждение спектакля, как в нашей среде, так и проходившими мимо нашей открытой двери и заходившими к нам коллегами. Эмоций было столь много, что дежурная по корпусу неоднократно приходила из своей соседней комнаты и просила вести себя тише. Просьбу она мотивировала тем, что в соседнем корпусе, расположенном в двадцати метрах от нашего, уже спят приехавшие сюда на отдых старики и старушки. Продолжала она приходить и увещевать нас даже после того, как некоторые из нас уже спали, и даже после того, как двое оставшихся бодрствовать, выключив свет, общались друг с другом по телефону с помощью СМСок.
День второй
В пятницу утром я встал вместе с солнцем и, воспользовавшись, разведанной накануне дырой в заборе, пошёл по прибрежной улице искать тропинку для спуска к реке. Таковой в ближайшей досягаемости не нашлось. Спустившись почти до самой реки по кустарнику, я понял, почему тропы нигде не было. По нижней кромке берега выходил водоносный горизонт, берег был заболоченным. Всё же я нашёл более-менее сухую площадку, разделся и вошёл в тёплую воду Бии. Течение было слабым, потому что это была протока, а не основное русло. Прозрачная вода быстро мутнела от поднятого мною ила с вязкого дна. Окунувшись, я вышел, оделся, но обуваться не стал, чтобы не утопить в грязи уже перепачканную обувь. Пошёл я дальше по росистой траве, в сторону видневшейся метрах в трёхстах песчаной косы. Там берег был сухим, а к косе подходила дорожная колея. В спокойной глади воды отражался высокий обрывистый берег и дома посёлка. Сделав несколько снимков, я стал подниматься по колее на высокий берег, наметив, что завтра утром приду купаться именно сюда. А на росистых стеблях травы прибрежного луга белели в солнечных лучах взошедшего светила покрытые мельчайшими капельками росы, ловчие сети пауков. Солнечный свет преломлялся в этих капельках, вспыхивающих мелкими бриллиантами. Они быстро исчезали по мере восхождения солнца на голубой безоблачный небосвод.
К моему возвращению уже все встали, и мы отправились в столовую на лёгкий пионерский завтрак, состоявший из молочной каши, хлеба, масла, сыра и сладкого чая. Те, кто в детстве отдыхал в пионерских лагерях, снова окунулись в ту далёкую пору. В девять часов на тех же автобусах мы снова поехали в Сростки. Но теперь уже в роли зрителей, а наши коллеги везли свой театральный реквизит и готовились к показу своих инсценировок.
Согласно утверждённому регламенту состоялось официальное открытие фестиваля с короткими речами официальных лиц, и начались показы работ части театральных коллективов и индивидуальных чтецов. За один день прослушать и просмотреть все пятьдесят шесть заявленных номеров было физически не6возможно, поэтому другую часть номеров предстояло показать завтра. Мы с интересом смотрели и слушали представления наших коллег. Особо ревностно внимали рассказам, совпадающим с нашим репертуаром. А таких повторений было немало, что подтверждало правильность выбора и нашей тематики. Нам, наизусть знавшим полные тексты и точные сюжетные линии, сразу становилось ясным, где актёры необоснованно сократили текст или неоправданно отошли от авторского сюжета. Справедливости ради, скажу, что были постановки, которые являлись для нас хорошим учебным материалом. Да и вообще, я не ставлю перед собой цель критиковать других, просто, другие коллективы по-иному увидели содержание рассказов и по-иному их сыграли, такой подход для искусства - обычное дело. Некоторые из работ других коллективов я записал на смартфон для возможности лучшего изучения в будущем и извлечения уроков.
В перерывах демонстрации конкурсных работ мы сходили в церковь, к Катуни, где некоторые из нас искупались, и в филиал центрального музея - дом, где Василий Макарович родился и провёл детские годы. Всё там воссоздано максимально близко к той исторической эпохе. Снаружи усадьба обнесена не современным забором, а плетнём из ивовых прутьев. Часть огорода засажена картошкой и подсолнухами, другая часть теперь превращена в лужайку для приёма гостей, проведения массовых игр, хороводов и иных мероприятий, а во времена девяностолетней давности, наверняка служила грядками для выращивания овощей и корнеплодов. В избе для нас провели экскурсию. Коренным жителям города в диковинку были предметы утвари деревенской избы, тем же, кто являлся непосредственным выходцем из села, это был возврат в своё детство. А ещё нашей группе повезло в том, что во время нашей экскурсии в эту избу-музей пришла племянница Шукшина, Надежда Александровна - дочь его сестры Натальи или Тали, как её называл Василий в детстве, и которую он вывел как персонаж в нескольких своих произведениях. Племянница пришла со своими внуками лет семи-восьми, а нас удивило, что её внуки, живущие в Бийске, приехали в Сростки впервые. Удивило, кстати, и то, что среди зрителей Зелёной сцены сросткинцев не было заметно. Это я отметил не для осуждения кого-либо. Многие читатели приведут примеры и из собственных родственных отношений, подтверждающие, что ныне родственные связи являются менее прочными по сравнению с этими связями вековой давности, а исторические экспонаты, находящиеся вблизи, менее привлекательны удалённых. Ну, да ладно, возможно, я и ошибся.
После перерыва мы продолжили просмотр конкурсных работ, а вечером сходили ещё раз на лужайку филиала музея, где присутствовали на показе спектакля по мотивам рассказа «Гоголь и Райка». Интересно, что в нём в качестве персонажа ввели и корову. Актриса, изображавшая корову Райку, ходила и с разными интонациями произносила «Н-у-уууу!» Но это не главное. Спектакль был показан как мастер-класс и подготовлен опытным коллективом самодеятельных артистов за три дня. А вообще, как вы знаете, Шукшин упомянул о трагической судьбе коровы Райки в фильме «Калина красная», настолько острыми были его детские воспоминания о корове-кормилице. Потом мы вернулись на площадку Зелёной сцены, где присутствовали ещё на одном мастер-классе по приёмам сценического мастерства. В заключение для нашего коллектива Наталья Алексеевна, эта неутомимая труженица, провела персональную экскурсию по залам музея. Рассказала о создании этого центрального музея в здании деревянной школы после того, как в селе было построено современное кирпичное здание для новой школы. Поведала, как собирали по всему району старинные парты для мемориального класса. Те из нас, кто был постарше возрастом, вспомнили, как сидели за такими же партами кто в начальных классах, а кто и до выпуска из школы. Здесь тотально незрячие смогли потрогать бюстовую скульптуру Василия Макаровича и в прямом смысле ощутить прикосновение к мастеру слова и кинематографии. А в зале кинематографии можно было потрогать тридцатишестимиллиметровую съёмочную кинокамеру на деревянной треноге и другую аппаратуру.
В назначенное время мы уселись в автобусы, которые ожидали нас за забором музея весь день, и к темноте вернулись в лагерь. Снова во время делового ужина с неизменными бутербродами, пирогами и булочками обсуждались события и спектакли сегодняшнего дня, но уже чуть сдержаннее вчерашнего. Дежурная по корпусу нас не тревожила, а возможно, на сей раз была более лояльная женщина.
День третий
Утро этого заключительного дня нашей поездки для меня началось с похода на пляж. На этот раз я нашёл чуть заметную тропинку, которая привела к стационарной скамейке. Вчера она пустовала, а сегодня на ней сидел рыбак с длинным самодельным удилищем из тонкой сосёнки. В детстве я тоже делал такие, но у этого рыбака к удилищу была прикреплена спиннинговая катушка, о чём мы, мальчишки пятидесятых, не могли и мечтать. Перекинувшись с ним парой фраз о рыбалке, я уточнил возможность купания на песчаной косе, и пошёл до неё. Там река имела пологое песчаное дно, по которому шныряли стайки мелких рыбёшек, дно плавно уходило в прозрачную воду. Температура воды, замеренная электронным термометром, который сегодня я прихватил с собой, имела двадцать один градус. Она ощущалась тёплой против девятнадцати градусов воздуха, а ещё вода в Бие была заметно теплее катунской. Над водной гладью стлался лёгкий туман, слышался шум проезжающих по трассе автомашин, а с высокого берега доносился лай собак и перекличка петухов, приступивших к несению своих обязанностей в своём гареме. Купание освежило, взбодрило меня и настроило на продолжение восприятия предстоящих дневных впечатлений праздника.
По возвращении в лагерь, я вместе со всеми сдал постельное бельё, уложил свои вещи, потому что возвращаться сюда уже не предусматривалось, и отправился в столовую на завтрак с уже знакомым набором блюд. Мы забрали в автобус все свои пожитки и отправились в Сростки. На сей раз автобус не довёз нас до площадки близ музея, а остановился метрах в двухстах от неё, потому что улица Советская была перекрыта постами ДПС. У входной калитки на территорию музея стояла рамка металлоискателя, а сумку, где у меня лежали неиссякаемые бутерброды и прочие продукты для поддержания жизненных сил команды, полицейские тщательно досмотрели. Только тут до меня дошло, что сегодня заключительный, он же основной, день Шукшинских чтений. В Сростки приехали высокопоставленные гости и победители кинематографических и литературных конкурсов, поэтому приняты дополнительные меры безопасности.
На площадке Зелёной сцены шло занятие по физкультурной разминке для актёров выступающих сегодня и всех желающих. В назначенное время продолжилось выступление со своими инсценировками команд, жребий которых выпал на сегодня. Мы прослушали несколько выступлений и отправились на школьный, он же поселковый, стадион, где проводилась ярмарка и было организовано выступление с песнями коллективов художественной самодеятельности из близлежащих посёлков со сцены, размещённой в центре футбольного поля. В заключение выступлений на поле организовали большой хоровод из зрителей и артистов. Потом организаторы переформатировали хоровод в ручеёк, в котором участники, взявшись попарно за руки, образовало длинную арку, и в неё внесли несколько столов с разложенным на них четырёхметровым пирогом, разрезанным на порции и разложенный на салфетки. Это был заключительный аккорд «Праздника пирога» - под таким названием и была заявлена эта концертная программа. Не знаю, хватило ли всем зрителям порций пирога, но я, поскольку оказался в ручейке близко к столам, успел и сфотографировать пирог, и, прежде чем столы опустели, взять с них несколько кусочков для себя и товарищей по команде, которые не могли выйти в хоровод на поле.
Потом мы снова вернулись на площадку Зелёной сцены, где просмотр команд Фестиваля сценического воплощения Шукшинской прозы завершался. В течение получасового перерыв, жюри и оргкомитет Фестиваля «подбили бабки», заполнили дипломы и грамоты, и началось награждение по многим номинациям и коллективов, и индивидуальных чтецов. А мы всё гадали, отметят ли наше участие в этом театральном смотре. Пригласили и нашу труппу. Ольга Васильевна отправила на сцену меня и мою напарницу по рассказу «Одни» - Динару. Мы получили диплом участников и книгу рассказов Шукшина. Это хранится теперь в библиотеке, давшей коллективу путёвку в, надеюсь, долгое плавание.
«Всё!», - можно ещё раз этим словом подвести итог театральному фестивалю, но праздник Шукшинских дней на Алтае продолжался. Завершение этого, грандиозного для Алтайского края, мероприятия традиционно проводится на горе Пикет, куда мы после очередной переклички и отправились сначала по хорошей асфальтированной дороге, перекрытой для автомашин, а потом по щебёночной не очень крутой тропе. По мере подъёма раскрывалась панорама села, Катуни, берёзовых рощиц и чуть желтеющих полей. Нас обгоняли вереницы людей, стекающихся к большому бронзовому памятнику Василию Макаровичу. Памятник высотой три с половиной метра изображает Шукшина сидящим на валуне, босым, а взор его обращён на родное село. Кстати, баннер с фотографией панорамы с видом отсюда на село являлся задником сцены, на которой мы играли.
Мы, как и сотни других зрителей официального закрытия Шукшинских дней, сначала сфотографировались около постамента памятника, а потом, как и большинство, уселись на склоне горы близ столбиков, имитирующих красную ковровую дорожку, по которой вскоре пошли официальные лица, начиная с губернатора. Эта процедура, как и награждение лауреатов, и концерт, подробно освещалась телеканалом «Катунь 24», и её легко можно отыскать на сайте ТВ. На части этой церемонии и концерта мы присутствовали. Особо нам запомнилось, что дочь Василия Макаровича – Мария, в своём выступлении коснулась одной пророческой темы, о разрушении СССР самими же россиянами, которую Шукшин отобразил за четверть века до начала процесса разрушения в сказке «До третьих петухов». Несколько человек из нашей группы, не сговариваясь, переглянулись. Всем одновременно пришла одна мысль: «А не обратиться ли к этой теме через год?» А это значит, что театральная студия имеет шанс продолжить своё существование. Вот только с названием своей труппы мы пока не определились. Были предложения названия, в основе которых была аббревиатура ВОС (Всероссийское общество слепых):«Восхождение», «Восток», «Восход», «Восхищение», «Восторг», «ВОС-Дух», были и варианты лишенные этой аббревиатуры: «Вдохновение», «Преодоление». Когда я начинал писать этот очерк, вылившийся почти в повесть, то сначала выбрал название «Приобщение к творчеству Шукшина», а потом изменил на «Прикосновение к творчеству Шукшина», потому что для незрячих людей одним из способов знакомства с предметами является тактильный способ – ощупывание, прикосновение. Такое название я и выношу на обсуждение членами труппы - «Прикосновение».
Ольга Васильевна, поддерживающая телефонное общение с водителем автобуса, который привёз нас в Боровое, а сейчас ехал, чтобы забрать из Сростков и увезти в Барнаул, сообщила, что водитель прибыл и даже поднялся на гору Пикет до оградительной решётки с полицейским постом. Туда мы и направились. В Сростках мы перегрузили вещи из большого туристического автобуса, который обслуживал нас три дня, в свой ПАЗик. Сюда же пришла проводить нас Наталья Алексеевна, организовавшая наш быт, наше выступление, неустанно опекавшая и заботившаяся о нас эти три дня. Тепло распрощавшись с ней и труппой из Подмосковья – нашими соседями по проживанию, мы отправились домой. Проезжали мы мимо полей с зерновыми культурами, которые, как мне показалось, выглядели чуть более спелыми. Наверное, они, как и мы, за эти три дня стали более зрелыми.
Автобус подъезжал к мосту через Обь. Констатируя этот факт, я произнёс: «Автобус въехал на мост». И тут же Дима, включившись в диалог, и повторив одну из заключительных фраз своего героя - Веньки из рассказа «Мой зять украл машину дров», с жаром и весело воскликнул: «Эх! А не ухнуть ли нам с моста?!», - вызвав гомерический хохот всей труппы. У постороннего человека такое поведение взрослых людей вызвало бы недоумение и заставило сомневаться в адекватности и умственной полноценности всех нас, но мы уже были командой, понимавшей друг друга с полуслова, а цитаты из нашего спектакля будем ещё долго использовать в своём общении.
Вместо эпилога
Доехав уже на закате до библиотеки, мы разгрузили мешки с театральным реквизитом, разобрали свои вещи и, попрощавшись, разошлись. Когда я, не дождавшись автобуса, шёл домой пешком, то смартфон просигналил, что пришло сообщение в нашем театральном чате. Это Ольга Васильевна, добравшись до своего загородного дома, продолжала беспокоиться о нас, своих подопечных, выясняла, добрались ли до своих домов и мы. Ей посыпались утвердительные ответы. Сообщил и я, что уже дома.
Тут можно было бы вставить то самое Шуркино слово: «Всё!», но в автобусе Кирилл Сергеевич дополнительно подтвердил, что нас с нашим спектаклем включили в план выступлений на одной из площадок барнаульского драмтеатра имени В.М. Шукшина, то эту фразу предстоит произнести там. А пока до первого сентября, до возобновления репетиций, нас распустили на каникулы…
Продолжение здесь
http://proza.ru/2024/10/14/1514
август 2024 г.